Перечитала книгу "ДАР" Эдит Евы Эгер. Делюсь выдержками.
ПРО ПЕРЕМЕНЫ
Никогда не знаешь, откуда что может появиться. Невозможно предугадать, кто причинит вам вред: выкрикнет в лицо оскорбление, нанесет удар сзади, нарушит обещание, обманет доверие, сбросит бомбу, развяжет войну. Мне хотелось бы дать гарантию, что завтра мы проснемся в безопасном мире: наша жизнь будет очищена от жестокости, насилия, надругательства, предвзятого отношения, геноцида. Но такого благоденствия нам, пожалуй, никогда не видать. Мы живем в мире опасности, а значит, в мире страха. И безопасность вам не гарантируется.
Но страх не уживается с любовью. И он не должен устанавливать свои правила.
Освободить себя от страха можете только вы сами. Приступайте.
Живя в атмосфере тотального страха и незащищенности, всегда возникает искушение ненавидеть тех, кто ненавидит нас.
Нацист, который всегда с тобой, — это одна из наших ипостасей, способная ненавидеть, осуждать и отказывать людям в милосердии; это то, что мешает нам быть свободными, что дает нам право преследовать других, когда что-то идет не так, как мы хотим.
Находясь в плену осуждения, мы не только преследуем других людей, но и сами превращаемся в жертв.
Пытливость — крайне необходимое качество. Пытливость заставляет рисковать. Когда нас переполняет страх, мы живем или прошлым, то есть тем, что уже произошло, или будущим, то есть тем, что еще не наступило. Если в нас заложено любопытство, мы живем настоящим и всегда жаждем знать, что нам уготовано. Чем оставаться в плену своих страхов, даже не предпринимая попытки выяснить, что еще может произойти в нашей жизни, лучше рискнуть и пойти дальше, пусть даже оступаясь и терпя неудачи.
ПРО НАДЕЖДУ
Надежда — это увеличенная во много раз версия любопытства.
Надежда — это особый акт воображения, причем наиболее смелый из всех мне известных.
У вас в жизни тоже мог произойти какой-то случай, когда вы находились на грани смерти. Возможно, вы даже когда-то этого хотели. Но вы не умерли. Надежда — это уверенность, что вы выдержали все, что вам пришлось пережить, чтобы стать хорошим примером для других. Стать посланцем свободы. Стать человеком, который думает не только о том, что он утратил в жизни, но и о том, что у него есть, о той работе, которую он призван выполнить.
ПРО ПРОЩЕНИЕ
Прощение совершается вовсе не ради тех, кто причинил нам зло. Когда мы кого-то прощаем, то делаем это исключительно ради себя — чтобы не оставаться жертвами и заложниками прошлого, чтобы перестать тащить через всю свою жизнь тяжкий груз, не содержащий в себе ничего, кроме боли.
Прощать — это об умении отпускать.
Мы говорим, что не можем простить? Но в таком случае мы расходуем энергию, чтобы быть против, вместо того чтобы быть за себя, вместо того чтобы тратить ее на свою жизнь — ту, которую мы заслуживаем. Прощать не означает разрешать другому продолжать нас ранить. Ненормально, когда кто-то заставляет другого страдать. Но это уже сделано. И никто, кроме нас самих, не исцелит наши раны, не освободит от боли.
Без гнева мы не придем к прощению.
Тихая, не находящая выхода ярость приводит к саморазрушению (от меня — нужно проживать гнев и выражать его, надо пойти побить тарелки, давно хотела!)
Когда мы прощаем кого-либо, мы освобождаем себя от внутреннего груза, но этого не могло произойти, пока я не разрешила себе чувствовать и не дала волю гневу.
Когда мы не можем дать волю гневу, мы либо не признаем, что стали жертвой, либо отказываем себе в человеческой нормальности. (Так страдают перфекционисты. Молча!)
ПРО НАСЛЕДИЕ и ВЫБОР
Вам выбирать, какое наследие передать миру. Оставить ему свою боль — или принести дар.
ПРО СВОБОДУ и ВЫБОР Исцеление, освобождение и самореализация достигаются умением выбирать, как реагировать на то, что преподносит нам жизнь; умением придавать этому нужное значение и извлекать смыслы из пережитого опыта, и в первую очередь из страданий.
Свобода — это выбор и его нужно делать ежедневно, буквально шаг за шагом. В конечном счете для свободы требуется надежда, которую я определяю следующим образом: во-первых, это осознание, что страдание, даже самое ужасное, — явление временное; во-вторых, это любопытство — желание знать, что произойдет дальше. Надежда позволяет жить не прошлым, а настоящим и отпирать двери наших внутренних тюрем.
Не в моей власти было влиять на эту взбесившуюся реальность. Но я могла сосредоточиться на том, что рождалось в моем сознании. Я не могла противодействовать, но могла погружаться в себя.
Важно не то, каким был наш опыт, а то, как мы отнесемся к нему и как им распорядимся.
Самый большой ущерб наносит несвобода, которая гнездится в нашем сознании, но ключ от этой тюрьмы в наших руках. Независимо от того, насколько велики наши страдания или насколько прочны тюремные стены, освободиться возможно от всего, что нас удерживает.
Сделать это не так просто. Но нужно.
Мы не изменимся, пока сами не будем готовы к переменам.
ПРО ВИКТИМНОСТЬ
Жертвы задаются вопросом: «Почему я?» — а выжившие спрашивают себя: «И что теперь?»
Нас лишают какого-либо выбора, когда совершают над нами зло, но как нам реагировать на случившееся — это мы можем выбирать сами.
Когда я задаюсь вопросом «И что теперь?» вместо «Почему это случилось со мной?», я не замыкаюсь на поиске, по какой причине беда произошла или происходит сейчас со мной, а концентрирую внимание на том, как мне распорядиться приобретенным опытом. Я не ищу ни спасителя, ни козла отпущения. Вместо этого я начинаю рассматривать возможности и варианты действий.
Многие предпочитают оставаться в образе жертвы, поскольку это дает им лицензию на право ничего не предпринимать самостоятельно. Свобода имеет определенную цену. Мы призваны отвечать за собственное поведение — и брать на себя ответственность даже за те случаи, которые мы не инициировали и сами не выбирали.
Иногда довольно лишь одной фразы: «Хорошо ли это для меня?» — чтобы найти для себя выход и перестать ощущать себя жертвой.
Хорошо ли для меня, если я буду спать с женатым мужчиной? Хорошо ли мне будет, если я съем кусок шоколадного торта?
Если мы сопротивляемся самим себе и помогающим нам людям, если постоянно сетуем, через что нам пришлось пройти, мы явно тратим свои силы не на то, чтобы выздороветь и развиваться дальше. На самом деле лучше признать то ужасное, что происходит, и поискать способы, как с этим удобнее уживаться.
В каждом кризисе есть своя поворотная точка.
Когда мы принимаем сознательное решение перестать прятаться и уходить в себя, когда начинаем открыто реагировать на случившееся с тем, чтобы двигаться дальше и открывать для себя новые возможности, тогда мы и освобождаемся из плена виктимности.
ПРО ЛЮБОВЬ К СЕБЕ
Помните: у вас есть то, чего никогда не будет ни у кого другого. У вас есть вы. На всю жизнь.
Откажитесь от привычки не брать в расчет собственные интересы и относиться к себе пренебрежительно.
ПРО ИЗБЕГАНИЕ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИЗМЕНЕНИЯ
Невозможно исцелить то, чего не чувствуешь.
Примите свои чувства. Горечь. Страх. Печаль. Просто признайте свое право так чувствовать. И хватит думать о чужом мнении. Перестаньте заботиться о том, одобряет вас кто-то или нет. Люди, даже самые близкие, не проживут за вас вашу жизнь. И чувствовать за вас они тоже не могут.
Пока мы действуем согласно принципам отрицания, лжи и обесценивания, пока храним секреты, нам невозможно расплатиться по всем счетам и отпустить наконец свое прошлое.
Любые секреты служат во вред, поскольку способствуют возникновению стыда и подпитывают это чувство в нас, а состояние стыда — прямой путь к любой зависимости. Свобода приходит, когда мы видим правду и говорим правду.
— Перестаньте копаться в себе и искать причину, почему вас подвергали насилию, — Пора вводить в привычку доброжелательное отношение к себе. Выберите это как направление, в котором будете двигаться.
— Вы можете сказать: «Раньше я была такой» — и снова обрести власть над своими мыслями. Вам нужно только разрешить себе. Скажите одно слово — разрешаю. Дайте себе разрешение получать удовольствие. …верните себе свою силу.
Как только начинается наше исцеление, мы обнаруживаем не новых себя, а себя подлинных.
Скажите себе: «Да, у меня были ошибки. Но они не делают меня плохим человеком. Мои действия далеко не вся моя истинная сущность. Я лучше своих поступков». Если какая-то травма все еще живет в вашем теле или душе, примите это как данность, потому что вы смогли ее пережить. И вы все еще здесь. Вы справились.
ПРО ВИНУ
Пока люди винят себя, они уходят от переживания горя и скорби.
После большой потери уже ничего не будет как прежде. В проживании горя открывается возможность пересмотреть свои ценности и принять решение вернуться к радостям жизни и своим мечтам, вновь захотеть быть лучшими и не бояться новых путей.
Переносить горе сложно. Но порою скорбь приносит светлое чувство. Можно мысленно обратиться к прошлому. Можно даже принять его. Главное, мы уже не там. Мы здесь, мы в настоящем. И мы сильные.
Можно примириться с тем, что было, и с тем, чего не было. И обращать внимание не на то, что потеряли, а на то, что имеем, — это тот выбор, который мы делаем, чтобы наслаждаться каждой секундой, ценить, что имеем, и принимать жизнь как дар.
Лучший способ избавиться от потребности что-либо контролировать — стать сильным. Сила, о которой я говорю, не имеет ничего общего с игрой мускулами, влиятельностью или могуществом. Это означает, что у вас хватит сил нести ответственность за свои отношения, за свою жизнь, за свой выбор. Вы сильны, потому что не растрачиваете зря свою энергию.
Если вы обретаете свою силу, но при этом все еще хотите быть правыми, примите решение стать добрыми, потому что доброта всегда права.